Фрукты, овощи, йогурты, орехи, соки, сухофрукты
Прайс-листы
Информация
Это интересно

Обзор рынка свежих овощей и фруктов

Свеженький огурчик

Организация торговли, торговля фруктами и овощами, овощи оптом, фрукты оптом

По словам специалистов, рынок свежих овощей и фруктов растет очень динамично — ежегодно на 20—30 %. Отечественные фермеры научились не только выращивать качественный продукт, но и продавать его. Рынок становится более цивилизованным — появляются крупные оптовые компании, которые имеют собственную инфраструктуру для заготовки, транспортировки, упаковки, хранения и дистрибуции овощей и фруктов.

Отечественный рынок овощей и фруктов становится все привлекательнее для бизнеса, и это вовсе не удивительно. Сегодня им заинтересовались оптовые компании, торговые сети, потенциальные инвесторы. Все больше инвесторов готовы вкладывать деньги как в выращивание этого деликатного продукта, так и в торговлю им. По оценкам экспертов Проекта аграрного маркетинга, размер плодоовощного рынка Украины в отпускных ценах производителя составляет около 9,5 млрд грн, что приблизительно соответствует объему зернового рынка. При этом уровень товарности на зерновом рынке значительно выше, что говорит о высоком потенциале роста рынка овощей и фруктов в будущем. Если же сравнивать эти два рынка в розничных ценах с учетом продукции переработки, то размер плодоовощного рынка значительно превышает размер рынка зерна и продуктов его переработки. Среднестатистический украинец съедает в год около 110 кг овощей и 25—30 кг фруктов. Это не особо утешительная статистика: фруктов мы едим вдвое меньше, нежели граждане ЕС, и втрое, чем житель США.

Еще не канули в Лету времена, когда купить витаминизированный товар было намного дешевле у бабушки, чем с рядом стоящего лотка, не говоря уже о супермаркете. Специалисты говорили о стихийности рынка овощей и фруктов, погоду на котором делали частники. Компаниям было выгоднее везти товар из Польши, Турции, чем продавать выращенное в Украине. Иностранный товар, естественно, не мог конкурировать по цене, качеству с бабушкиным товаром. Причиной было отсутствие на рынке оптового звена.

Сегодня структура рынка находится в процессе формирования крупных оптовых компаний и цивилизованной розницы.

Оптовое звено

На протяжении последних нескольких лет создание цивилизованных оптовых компаний на рынке овощей и фруктов происходило все более активно. Как утверждают специалисты, частная оптовая компания среднего размера может иметь торговый оборот до 2 млн грн в год. Такие компании поставляют продукцию в супермаркеты, магазины и сети ресторанов больших городов, имеют торговые места на рынках. В то же время компании необязательно самой заниматься выращиванием овощей и фруктов. Ей вполне достаточно имееть постоянных поставщиков продукции. Сегодня некоторые компании работают с частными сельхозпроизводителями, которые поставляют им тот или иной товар. Сотрудничество заключается в согласовании цены, количества и времени поставок. Зачастую компания выплачивает аванс сельхозпроизводителю, чтобы тот мог приобрести средства материально-технического обеспечения и надлежащего планирования производства: посевной материал, топливо и т.д. Компании, которые уже сейчас работают с фермерами по этой схеме, отмечают, что так можно работать только с проверенными людьми. Зачастую получит наш украинский крестьянин деньги — и ищи ветра в поле. Хотя для самих производителей такие условия работы даже очень выгодны. Это позволяет им решить такие насущные вопросы, как финансирование посевной, реализация продукции. Ведь не секрет, что фермеры Украины постоянно сталкиваются именно с проблемами реализации плодоовощной продукции и проблемами в получении кредитов на закупку материально-технических ресурсов.

Кстати, как утверждают игроки рынка, немаловажен и факт месторасположения склада компании. Например, две большие киевские фирмы, одна с которых имеет склад на левом берегу столицы, а вторая – на правом, так и поделили между собой рынок: та, что расположена на левом, в основном, поставляет на восток страны, а та, что на правом, соответственно, в центральную и западную Украину. При этом они считают друг друга не конкурентами, а наоборот — партнерами.

Также в большинстве случаев все оптовые компании имеют свой парк грузовых автомобилей.

В каком бы регионе ни находился центральный офис компании, она получает овощи и фрукты со всей Украины и в некоторых случаях поставляет эту продукцию меньшим региональным оптовым компаниям. Оптовики также активно занимаются импортными/экспортными операциями.

Несмотря на активное развитие оптового рынка, появление крупных оптовых компаний, схема оптовых закупок еще далеки от идеала. Еще нет компаний, которые поставляли бы весь ассортиментный ряд, обеспечив нужное качество, конкурентные цены и сервис. Торговые сети зачастую вынуждены сами обеспечивать логистику, фасовку, хранение запасов.

Если в несколько лет назад наблюдалась тенденция закрытия или переквалификация овощных магазинов, то сейчас пошел обратный процесс. В гастрономах появляется все больше фруктово-овощных отделов. Изменилось отношение к «витаминному» товару и в супермаркетах. Если ранее отдел, реализующий данную продукцию, предназначался для расширения ассортимента и приносил гроши, то сегодня его доля в общей прибыли выросла в несколько раз. О том, что в супермаркетах торговля овощами и фруктами становится массовой, свидетельствует и тот факт, что они переориентировались с дорогой импортной продукции на отечественную, а некоторые даже стали выращивать свою. И все больше потребителей покупают фрукты и овощи в супермаркетах.

Такая тенденция не вредит овощным рынкам, там все так же растут объемы продаж. Ведь, во-первых, во многих районах даже столицы нет супермаркетов. Во-вторых, все-таки средний украинец не стал богаче. Но, как говорят специалисты, это нормально — во всем мире есть овощные рынки, где продают свою продукцию частные фермеры. Только в развитых странах доля такой торговли небольшая.

Импорт-Экспорт

Бананы, цитрусовые и экзотические фрукты Украина полностью импортирует. Крупных оптовых компаний, занимающихся импортом тропических фруктов и цитрусовых, в Украине насчитывается всего чуть более десятка. А вот согласно неофициальным данным, импортом этой продукции занимается около 100 компаний. Ведущими импортерами являются екатеринбургские фирмы "Контур", "УралАгроФуд", "Бизнес-фрукт" . Основным поставщиком цитрусовых много лет оставалась Турция. Но, по данным операторов, в прошлом году турецким производителям не повезло. Из-за неблагоприятных погодных условий период цветения цитрусовых в Турции был неудовлетворительный урожай, в связи с чем турки вынуждены были поднять цену на предлагаемую продукцию в среднем на 20—30 % еще в начале уборки урожая. Таким образом, контрактная цена на турецкий товар тоже повысилась. Впрочем, для некоторых импортеров закупочная цена на турецкие фрукты осталась прежней. Ведь цена зависит и от объема закупаемой партии, и (в значительной степени) от долговечности партнерских отношений. В этом году в Турции урожай очень хороший, но, по словам специалистов, цитрусовые дешеветь не будут, так как существенно поднялись цены на бензин, а это, естественно, коснется и овощей, и фруктов.

Активно ввозятся в Россия цитрусовые из Египта, Израиля, Испании и других стран, хотя их продукция традиционно дороже турецкой. В частности, большую часть мандаринов на рынке составляет продукция, поступающая из Израиля. Есть мандарины и из Греции. Поставкой продукции из этой страны занимается относительно небольшое количество компаний, учитывая достаточно высокую цену продукции производителя. Продолжают продаваться и грузинские мандарины. Но если раньше в общем объеме поставок мандаринов грузинский товар занимал до 35 %, то сейчас практически все официальные импортеры отказались от него, за исключением одной-двух фирм. Причина простая — некачественная упаковка, несортированный товар, зачастую предлагающийся без соответствующей документации (сертификатов и т.п.). Не «ведутся» торговцы даже на наличие льготной пошлины на растаможивание грузинского товара. – этот абзац лучше либо полностью выбрасывать, либо полностью оставлять. А то логика теряется.

Что волнует потребителей и является главным при покупке овощной продукции в супермаркетах:

  1. расширение ассортимента;
  2. экологичность предлагаемой продукции;
  3. гибкая ценовая политика (овощи разных ценовых категорий) с целью удовлетворения потребностей потребителей с разными уровнями доходов;
  4. улучшение качества продукции за счет упаковки, калибрования, сортировки и мытья овощей;
  5. информирование покупателя о месте производства продукции и размещение другой дополнительной информации;
  6. указание срока хранения

Материал предоставлен сайтом http://www.torgovoedelo.com