Фрукты, овощи, йогурты, орехи, соки, сухофрукты
Прайс-листы
Информация
Это интересно

Холодильник для профессионалов

Холодильные шкафы выделяются среди большого разнообразия холодильной техники широким спектром применения, начиная с ларьков и заканчивая большими супермаркетами. Это обусловливает присутствие на рынке множества моделей с различным объемом, температурным режимом и, соответственно, разного предназначения.

Спрос на холодильные шкафы в последние годы значительно вырос. Произошло это благодаря, во-первых, увеличению количества предприятий торговли разных форматов, а во-вторых, интенсификации производства охлаждаемых напитков, поддерживаемого активной рекламой этого сегмента рынка.

Пик спроса на холодильные шкафы традиционно приходится на теплое время года. В последнее время благодаря активному развитию рынка прохладительных напитков сезон спроса на холодильные шкафы продлился до конца лета. С началом сезона появляется дефицит шкафов, потому что производители не успевают обеспечить потребности рынка. Поэтому с приближением сезона многие компании, предлагающие этот вид холодильного оборудования, увеличивают заказы на самые популярные модели шкафов, чтобы иметь необходимый остаток на складе.

Особенности рынка

На российском рынке присутствует несколько десятков марок производителей. Шкафы массового спроса относятся к средней ценовой категории, в которой представлены как зарубежные (среди которых доминируют датские и польские), так и отечественные производители. Спрос на шкафы той или иной фирмы зависит от сегмента потребителей. Многие сетевые предприятия отдают предпочтение дорогим маркам. А, например, небольшие региональные магазины приобретают в основном шкафы российских производителей.

«Последние три года российские производители холодильной техники развиваются очень высокими темпами. Однако у большинства из них в ассортименте представлены в основном витрины, пристенные горки и бонеты (открытые витрины островного типа). Если у завода активно развивается производство других видов холодильной техники, пользующейся массовым спросом, то производство шкафов отходит на второй план, что вполне объяснимо, поскольку шкафы требуют других производственных линий. Но есть на рынке компании, у которых, напротив, из всего предлагаемого ассортимента наибольшей популярностью пользуются шкафы в основном благодаря удачному сочетанию качества, потребительских свойств, дизайна и, безусловно, цены», — рассказывает руководитель департамента маркетинга и закупок компании «БИО» Елена КЛОЧКОВА

За рубежом производство элементов холодильного оборудования и их дальнейшая сборка осуществляются разными заводами. Компании, поставляющие на рынок известные торговые марки шкафов, сами не занимаются производством комплектующих для своего оборудования, а заключают договоры с заводами, специализирующимися на изготовлении компрессоров, испарителей, конденсаторов, пультов управления, фурнитуры и т.д. В России некоторые заводы с длительной историей существования могут устанавливать на свою технику комплектующие собственного производства.

Немного о конструкции

Холодильный шкаф представляет собой корпус, выполненный либо из металла, покрытого порошковой эмалью или специальной краской, преимущественно белого цвета, либо из нержавеющей стали. Последний вариант заметно сказывается на стоимости оборудования и нередко приобретается для горячих и салатных цехов, профессиональных кухонь или собственного производства, так как позволяет хранить продукты при повышенной влажности. Внутренняя поверхность шкафа сделана из металлической фольги, а пространство между внутренними и наружными стенками заполняется пенополиуретаном, что обеспечивает возможность сохранения постоянной температуры во внутреннем объеме шкафа. Охлаждение полезного объема шкафа производится с помощью холодильного агрегата. «В качестве хладагента применяются различные фреоновые смеси, в использовании которых в последние годы произошли существенные изменения. Широко известный хладагент R12 в настоящее время запрещен. Наибольшее распространение в России на сегодняшний день получил хладагент R22, но, так как он в полной мере не соответствует современным экологическим требованиям, к 2030 году его производство планируется прекратить.

Все большее распространение получают смеси R134a для среднетемпературного оборудования и R404a для морозильников. Эти смеси в большей степени соответствуют международным нормам по экологии и будут применяться еще долгие годы», — говорит ведущий менеджер компании «Спейс Сити» Денис ФЕДОТОВ.

Холодильный шкаф имеет встроенный агрегат, который может располагаться в верхней или нижней части в зависимости от модели. Принципиальной разницы в этом нет, но с точки зрения сервисного обслуживания более удобным считается верхнее расположение.

Конструкция современного холодильного шкафа предполагает возможность изменения температуры внутри шкафа. Управление шкафа может быть ручным или сенсорным. Последний вариант сейчас является более распространенным и обеспечивает возможность постоянного визуального контроля за температурой. Охлаждение холодильного шкафа может быть статическим или конвекционным. Преимущество последнего варианта в том, что он благодаря работе вентиляторов обеспечивает более равномерное распределение температуры по всему объему шкафа. Статическое охлаждение используется в шкафах, предназначенных для хранения гастрономической продукции (сыры, колбасы) с целью предотвращения ее заветривания. Однако в последнее время многие супермаркеты ставят шкафы с принудительной циркуляцией воздуха не только под напитки и молочную продукцию, но и под гастрономию, упаковывая ее в пленку.

Температура внутри и снаружи

Шкафы по температурному режиму подразделяются на холодильные, морозильные и комбинированные. Диапазон температуры в холодильных шкафах составляет от 0 до + 10 °С. Для хранения салатов и охлажденных продуктов (мяса, рыбы) используют шкафы, поддерживающие температуру около 0 "С. Существуют также специализированные шкафы для хранения вина, которые поддерживают температуру с высокой точностью.

Низкотемпературные (морозильные) шкафы работают в диапазоне температур —12... — 24 °С. Кроме того, существуют шкафы для шоковой заморозки, которые способны охлаждать теплые продукты до — 18 °С и ниже в течение нескольких часов. Морозильные шкафы редко ставятся в торговый зал и используются в основном на профессиональных кухнях предприятий питания. В последнее время наблюдаются тенденции к увеличению формата предприятий, поэтому вместо морозильных шкафов многие ставят морозильные камеры объемом несколько кубических метров. Они заполняют тот сегмент, который ранее занимали морозильные шкафы.

До сих пор существует потребность в комбинированных шкафах, где половина секций предназначена для среднетем-пературного, а половина — для низкотемпературного хранения.

Такой вариант оборудования удобен в небольших помещениях, так как позволяет экономить свободное пространство. Часто эти шкафы однокомпрессорные, что отрицательно сказывается на их надежности. Комбинированные шкафы с двумя компрессорами более надежны, но и стоят дороже. Спрос на них ограничен, поэтому все больше производителей отказываются от их производства. Гораздо удобнее с функциональной точки зрения приобрести отдельно морозильный и холодильный шкафы. Процент отказа в этом случае будет значительно ниже.

Работа холодильного оборудования во многом зависит от окружающей температуры. Шкаф не должен подвергаться воздействию прямых солнечных лучей, это прямое нарушение условий гарантийного обслуживания. Существует несколько климатических классов, определяющих температуру окружающего воздуха, при которой шкаф может поддер- живать температуру внутри своего объема. Большинство моделей шкафов относится к третьему и четвертому климатическим классам, когда окружающая температура не должна превышать + 25 и + 35 °С соответственно. Кроме того, существуют шкафы в тропическом исполнении (пятый климатический класс), которые могут работать при окружающей температуре около + 43 "С. «При высокой окружающей температуре фреон не успевает конденсироваться и попадает в испаритель не в жидком, а в газообразном состоянии, вследствие чего холодильник не охлаждается до заданной температуры, - отмечает главный инженер компании «Поливер» Петр БРЫКУН. — В шкафах пятого климатического класса эта проблема решается с помощью применения большого конденсатора, во время прохождения через который фреон успевает конденсироваться до жидкого состояния, что обеспечивает нормальную работу оборудования». Шкафы пятого класса покупают редко, они заметно отличаются по стоимости и обычно производятся из нержавейки. В основном их используют в горячих цехах и на производстве.

Шкафы на любой вкус

Модельный ряд шкафов очень разнообразен. Глухие шкафы большого объема ставятся в подсобных помещениях или в торговом зале вторым рядом за рядом витрин и используются для хранения колбас, сыров и др. Наиболее популярный сегмент, который с 2002 года растет в геометрической прогрессии, это шкафы-витрины, которые устанавливаются в торговом зале и используются для хранения и демонстрации широкого спектра продуктов. Во всех шкафах со стеклянной дверью предусматривается подсветка.

Больше всего продается шкафов объемом 400 л, предназначенных для небольших магазинов, и шкафов объемом 1400 л, которые используются в супермаркетах с большой площадью. Шкафы большого объема могут иметь распашные двери или двери-купе. Последний вариант используется чаще, так как не требует лишнего места.

Линейка объемов холодильных шкафов достаточно широкая. Основные объемы, пользующиеся популярностью на нашем рынке, - 400, 700, 1000 и 1400 л. Шкафы для баров, ресторанов и предприятий фаст-фуд имеют небольшой объем - 150 - 200 л. Западный формат, который не распространен на нашем рынке, но начинает постепенно набирать обороты, - 500 л. У некоторых производителей есть модели с нестандартными объемами, которые в большинстве своем не пользуются спросом.

Быстрыми темпами растет сегмент рынка брендированного оборудования с логотипами производителей или поставщиков продуктов питания. Брендирование осуществляется либо нанесением рисунка на корпусе непосредственно на заводе-изготовителе, либо с помощью последующей оклейки корпуса пленкой с напечатанным изображением. «Подобное фирменное оборудование производители предоставляют магазинам в аренду на бесплатной основе вместе со своей продукцией. В последние годы в этом направлении рынок развивается очень активно. С одной стороны, такая политика крупных производителей приводит к расширению рынка шкафов. А с другой стороны, небольшим фирмам, работающим на этом рынке, гораздо сложнее реализовать свою продукцию. Со временем брендированное оборудование займет значительные сегменты торговли, особенно в крупных розничных сетях», — говорит Елена КЛОЧКОВА.

Не так давно на российском рынке появились специализированные шкафы для хранения винной и кондитерской продукции. Кондитерские шкафы стали продаваться 2 — 3 года назад, когда появились сети дорогих кофеен, но пока они не пользуются большой популярностью. Такой шкаф может быть с одной или двумя стеклянными дверьми. Внутри него устанавливается штифт с вращающимися полками, что, несомненно, привлекает внимание клиентов.

Не секрет, что для хранения вина необходимы определенные условия. В специализированных винных шкафах создаются разные температурные режимы для красного (более высокая температура) и белого вина (более низкая температура). Винные шкафы отличаются от всех остальных своим внешним видом. Они могут быть отделаны массивом дерева дорогих пород. Полки располагаются горизонтально либо под небольшим наклоном, что препятствует высыханию пробки. Дверь оборудована специальным стеклом, которое не пропускает ультрафиолетовые лучи. Все эти особенности отражаются и на стоимости. Поэтому шкафы для вина ставят в основном в винных бутиках и дорогих ресторанах. Винные шкафы сегодня покупаются в небольших количествах, но, по мнению экспертов, это перспективное направление и в будущем винные и кондитерские шкафы будут пользоваться стабильным спросом.

«Большой потенциал у сегмента уличной торговли, - отмечает Елена КЛОЧКОВА. - Особенностью российского рынка является активное использование холодильных шкафов для торговли на улице. Компания «Интертехника» недавно стала выпускать шкафы-витрины для демонстрации и продажи охлажденных напитков объемом 430 литров с антивандальным корпусом, который позволяет оставлять шкаф на улице в темное время суток без риска его повреждения. Не могу сказать пока, что это пользуется очень большим спросом, поскольку установка защитного короба значительно удорожает шкаф, но я считаю, что такое исполнение может иметь перспективы на нашем рынке».

ще одно перспективное направление, которое пока на российском рынке представлено очень редко, связано с ростом формата магазинов. Для супермаркета с площадью более 1000 квадратных метров использование одиночных шкафов-витрин оказывается малоэффективным. На мировом рынке представлены дорогие бренды, у которых шкафы изначально уже завязаны в линию, состоящую из 5 - 10 и более секций. Со временем подобный вариант холодильного оборудования, несомненно, придет и в наши магазины.

По материалам сайта www.mdm-group.ru